Город Ставрополь в период оккупации
Летом 1942 г. превосходящие численно и по воору¬жению полчища фашистов, пытаясь взять реванш за разгром под Москвой, Тихвином и Ростовом, ринулись на Кавказ. 2 августа в связи с создавшейся обстановкой аппарат крайкома ВКП(б) был переведен в г. Пятигорск, в экстренном порядке проходила эвакуация партийных работников, которых с приходом фашистов ждали пытки и смерть. Также была проведена эвакуация ряда предприятий. Так значительная часть оборудования, высококвалифицированных рабо¬чих и инженерно-технического служащих завода «Красный металлист» были эвакуирована в г.Тюмень. 3 августа фашисты захватили наш город, предав его огню и разрушениям. Как и всюду на оккупирован¬ной территории, они намеревались установить в нем «новый порядок»...
В первую очередь немцы хотели наладить производство в городе, но натолкнулись на сопротивление горожан, которое выразилось в саботаже производства. Фашисты хотели наладить производство продукции на «Красном металлисте», но это им не удалось: вместо завода была немецкая мастерская по производству печей. Пытались наладить изготовление автомобильных домкратов и рессорных пальцев, но из этой затеи ничего не вышло.
Немецко-фашистские захватчики ставя своей целью экономическое и политическое закрепощение народов Северного Кавказа и превращения его в колонию германского империализма, решили использовать для этого в качестве своего идеологического оружия лживую пропаганду, школу и учителя. В объявление главнокомандующего германскими войсками говорилось: «Германская армия ведет борьбу исключительно против большевизма. Жидовско-большевистские угнетатели в продолжение многих лет порабощали и высасывали вас. Что они рассказывали о немецких солдатах и о национал-социалистах — сплошная ложь; вы сами можете убедиться в том, что германские солдаты хорошо обращаются с вами. Германская армия обеспечит крестьянам свободу на собственной земле! Будут восстановлены частная собственность и свобода вероисповедания. Народы Кавказа получат национальное самоопределение. Открывайте церкви и мечети!». Фашистские варвары призывали избирать старост и во всем им подчиняться.
Перед школами и учительством, допущенным к преподаванию, были поставлены следующие задачи:
1. «Все преподавание в школе должно быть проникнуто духом уважения к германской армии-избавительнице и благодарности освободителю-фюреру Гитлеру (из немецкой инструкции школам Кавминводской группы).
2. Школа должна содействовать онемечиванию советских ребят и стать одним из каналов лживой фашистской пропаганды.
3. Школа должна воспитать из советских ребят покорнных рабов для гитлеровских захватчиков; она должна была вытравить патриотический дух, советское сознание и свободолюбие у советских детей».
Эта программа с откровенностью изложена в немецких инструкциях школе. Представляет известный интерес и выступление по этому поводу немецкого коменданта при открытии гимназии в городе Пятигорске 15 октября 1942 года. Обращаясь к учителям, он сказал: «Работа учителей будет особенно трудной, так как придется выкорчевывать из детских голов все советское». Касаясь задания воспитания, комендант требовал «воспитать послушного ученика, готового своим трудом отблагодарить фюрера...». Начальные школы везде были четырехклассные. Средние школы в большинстве своем носили название гимназий, а неполные средние школы — либо «вышеначальная школа», либо «семилетка» Другое задание получила комендатура в Солдато-Александровском и Шпаковском районах. Немецкий комендант здесь демонстрировал принудительное привлечение русских детей к школе и их нежелание учиться, а только работать. Соответственно этому заданию комендант и провел нужную подготовку. Прежде всего, комендант приказал пороть детей, которые не ходят на работу. В классах школы приказал повесить плеть; по его приказу было введено преподавание немецкого языка с 1 класса.
Но ставропольцы не поддались на лживую агитацию врага. По городу прокатилась волна арестов. Брали по малейшему подозрению. Допрашивали, пытали, расстреливали… Но это не приносило плодов— идти в холуи к немцам никто не хотел. Два-три предателя, ставшие агентами полиции, не могли повлиять на чувства и мысли жителей.
5, 7 и 10 августа 1942 г. по приказу немецкого командования душевнобольные группами по 70-75 чел. насильно вталкивались в герметически закрывающийся кузов автомашины, в котором и умерщвлялись посредством отравления газами. Всего по Ставропольской психиатрической больнице было изъято и уничтожено 660 чел., а психиатрическая больница была закрыта, имущество ее разграблено.
12 августа 1942 г. немецкие власти г. Ставрополя, собрав на Привокзальной площади, якобы для переселения в другие районы, 3500 жителей города еврейской национальности, оцепили собравшихся войсками и полицией и тут же, невзирая на крики и плач женщин и детей, приступили к перевозке их в автомашинах на окраину города, в район аэродрома, где немецко-фашистские разбойники, раздев свои жертвы донага, всех расстреляли из автоматов. Трупы убитых сбрасывались в большие ямы, которые затем были закрыты небольшим слоем земли. В ночь с 14 на 15 августа гитлеровские мерзавцы уничтожили вторую группу евреев, проживавших в г.Ставрополе. Собрав под предлогом регистрации евреев и вручения им нарукавных повязок 500 чел., гитлеровцы, продержав их без воды и хлеба в течение суток, вечером 14 августа вывезли за город на территорию психбольницы и там расстреляли.
По рассказам очевидцев, гестаповцы, прежде чем умертвить свои жертвы, подвергали их чудовищным пыткам и издевательствам. Так, на территории аэродрома перед массовым расстрелом советских граждан 12 августа 1942 г. пьяные немецкие офицеры и солдаты избивали детей и стариков и там же из огромной толпы отбирали женщин, увозили их в соседний лес и насиловали.
Наряду с массовыми расстрелами гитлеровские палачи в течение всего периода оккупации города систематически выхватывали из квартир мирных советских граждан и убивали их. Всего во время оккупации гитлеровцами было уничтожено около 5500 ставропольцев. При вскрытии после изгнания немцев из города многочисленных ям, куда гитлеровцы бросали трупы замученных и уничтоженных ими людей, жителями города было опознано много своих родных и близких.
Всему Ставрополью известно имя юного патриота — пионера средней школы №7 города Ставрополя Геннадия Голенева, погибшего смертью храбрых в схватке с фашистами. С приходом фашистов в Ставрополь этот мальчик нашел в себе большие силы и мужество для борьбы с врагами советской Родины. Он собирал и прятал у себя дома, на чердаке, гранаты и винтовки, тайно пробирался к вражеским автомашинам и портил в них управление, электрооборудование прокалывал шины, похищал у врага секретные документы.
Геннадий Голенев похитил у оккупантов радиоприемник, установил его на чердаке своей квартиры и тайно принимал сводки Советского информбюро. Эти сведёния он затем распространял среди доверенных лиц, которые рассказывали советским людям правду о положении на фронтах разоблачали вражескую агитацию.
Во время похищения секретных документов из фашистского штаба Геннадий Голенев, столкнувшись с вражеским офицером уничтожил его гранатой. Взрыв у здания фашистского штаба вызвал переполох во дворе, во время которого Геннадию удалось скрыться. Он смог бы вполне уйти от преследования фашистских солдат, но нашлась предательница продавшаяся фашистам, которая указала немецкому офицеру местонахождение юноши. Солдаты схватили его, вытащили во двор, зверски стали избивать и допытываться, кто его товарищи. Мальчик геройски перенес побои и издевательства, не сказав на слова. Тогда озверевшие фашисты сбили его с ног и стали топтать коваными сапогами, трижды выстрелили в него и бросили в огонь горевшего склада.
Подвиги, совершенные Геннадием Голеневым, свидетельствуют о высоком моральном облике этого совсем еще юного человека: не боясь смерти, презирая ёе, Гённадий Голенев совершал дела, достойные взрослого, мужественного и отважного советского патриота; Память о нем навсегда осталась в сердцах молодежи Ставрополья. Одна из улиц города Ставрополя называется его именем.
Была выдана предателями в руки немецких палачей партизанка Дора Карабут - секретарь Сталинского райкома комсомола города Ставрополя. Она вступила в партизанский отряд и стала отважной разведчицей. Девушку посылали с самыми ответственными заданиями под село Арзгир. Однажды, выполняя сложное поручение командира она попала в руки врагов. Фашисты старались во что бы то ни стало добиться от девушки признания о местонахождении партизан. Но на пытки фашистов она отвечала песней. Враги мучили Дору, пока та не теряла сознания. Возвращалось сознание - снова допрос, снова пытки. На последнем допросе Дора выкрикнула мучителям: «Ничего вы не добьетесь от меня, собаки!» - и запела «Интернационал».
Во время облавы была схвачена помощник прокурора Ставропольского края Клавдия Ильинична Абрамова. На предложение вступить в СД и выступить перед горожанами с речью о бессмысленности борьбы с фашизмом она ответила отказом. Ее расстреляли вместе с двумя дочками.
В период оккупации жители города прошли суровые испытания. Не хватало еды, школы и детские сады не работали. Фашисты не смотря на свои обещания так и не открыли не одной гимназии.
Места:
ОБСУЖДЕНИЕ
Лента
-
16:38
-
12:47
-
13:04
-
12:54
-
10:11
-
20:25
-
15:05
-
15:21
-
14:17
-
13:27
-
12:56
-
12:52
-
11:38
-
13:50
-
13:12
-
10:11
-
10:45
-
10:31
-
10:28
-
15:02
-
13:29
-
13:22
-
13:17
-
13:06
-
12:58