Екатерина Агеева: НКО – равноправный партнер государства



(новость обновлена )

Рубрика:

Экспертное мнение доцента кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института РАНХиГС.

Екатерина Агеева  -  доцент кафедры государственного, муниципального управления и права Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидат политических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией

Екатерина Александровна, на сегодняшний день можно ли говорить об успешном взаимодействии НКО и государства?

Гражданское общество, некоммерческие организации, третий сектор, общественные инициативы, сообщество активных граждан – эти словосочетания вошли не только в повестку дня российских средств массовой информации, но и в обыденную жизнь россиян во всех регионах.   Еще  пять лет назад,   деятельность  некоммерческих организаций могла вызвать сомнение,  недоверие  и  даже страх, видимо, в связи с информацией о большом количестве неправительственных зарубежных организаций, которые в 90-е годы действовали в России, преследуя  свои интересы, то сегодня НКО рассматриваются государством в качестве равноправных партнеров, субъектов правоотношений, которые могут быть конкурентоспособны как с государственными учреждениями, так и коммерческим сектором.

Какие  существуют модели взаимодействия  государства и НКО?

На мой взгляд, в сфере взаимодействия государства и институтов гражданского общества складываются определенные модели: модель государственной поддержки, модель открытых диалоговых площадок, модель взаимодействия посредством ресурсных центров.  

Модель государственной поддержки. Данная модель основана на финансировании деятельности некоммерческих организаций и социально значимых проектов общественных объединений и общественно полезных программ по заявкам в форме государственных грантов или заявок на получение субсидии.

Правительством РФ определено 21 направление общественно полезных услуг, которые полностью или частично могут реализовываться социально ориентированными НКО в рамках реализации государственных и муниципальных программ.

При этом нормативно-правовая база в данной сфере постоянно обновляется, учитываются современные условия и требования социально-экономической и политической конъюнктуры. Так, Федеральный закон  «О некоммерческих организациях» с момента принятия менялся 70 раз,  последнее изменение 29 июля 2018 г.

Модель открытых диалоговых площадок. Традиционно площадками взаимодействия выступают открытые форумы с участием в качестве равноправных партнеров сотрудников НКО, экспертов-преподавателей образовательных организаций, государственных и муниципальных служащих, политиков, общественников. Подобные форумы становятся и объектами внимания глав субъектов РФ, полномочных представителей в федеральных округах и непосредственно Президента страны.

Примером подобного рода мероприятий выступают Форум «Сообщество», Общероссийский гражданский форум, окружной Северокавказский форум «Архыз-XXI», форум Гражданских активистов Северо-Запада, форумы по социальному предпринимательству в Ярославской, Липецкой, Белгородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Основной целью подобных мероприятий выступает повышение уровня эффективности некоммерческого сектора и качества его взаимодействия с властью, бизнесом и обществом, выстраивание партнерских межсекторных отношений, рост активности участия граждан в социально-экономическом развитии субъектов округа и в общественном, волонтерском функционировании через объединение ресурсов НКО и инициативных групп.

Модель взаимодействия посредством ресурсных центров. Ресурсные центры  относятся к инфраструктурным организациям, которые специализируются на правовом, финансовом обеспечении некоммерческих организаций, исследуют и прогнозируют политическое и общественное развитие, способствуют совершенствованию взаимоотношений между государством и обществом на партнерских началах. Министерство экономического развития, как орган исполнительной власти, непосредственно участвующий в реализации государственной политики в сфере поддержки гражданского общества и СО НКО, в качестве ресурсных центров рассматривает: ресурсные центры в форме СО НКО, государственные и муниципальные учреждения, центры инноваций в социальной сфере, центры добровольчества, корпоративные центры. Министерство видит роль данных организаций: логистическую, развивающую и формирующую общественный сектор. Федеральное министерство рекомендует региональным органам исполнительной власти, курирующим сферу институтов гражданского общества, оказывать финансовую, имущественную, экспертную, информационную поддержку таким организациям, рассматривая их тем самым как основу для взаимодействия между государством и НКО.

Есть ли проблемы партнерства государства и НКО, которые  можно обозначить?

Как и в любом благом деле, есть «ложка дегтя»  в формирующихся партнерских связях государства и НКО. Так, по результатам опроса летом 2018 года,  в  котором приняли участие 140 членов НКО субъектов СКФО, выявлены проблемы взаимодействия. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются общественные  организации в  настоящее  время  отмечены: ограниченность полномочий муниципалитета,  что снижает круг вопросов, которые они могут решать с общественными организациями; недостаток подготовленных кадров; коррупция местных государственных и политических организаций, СМИ; низкая социальная активность населения.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются НКО

Какие направления  развития НКО на Северном Кавказе можно выделить?

В северокавказских регионах в сфере развития институтов гражданского общества следует выделить тенденции развития: социально ориентированные некоммерческие организации постепенно становятся проводниками донесения до государства и местной власти общественных потребностей, запросов, инициатив, субъектами оказания социальных услуг населению. Именно совместные общественные инициативы, на наш взгляд, становятся важнейшим фактором консолидации местных сообществ. Развивается взаимодействие национально-культурных  НКО с Общественным советом СКФО, с общественно-консультативными советами, общественными палатами, ассамблеями народов регионов, с казачьими общинами в осуществлении гуманитарных акций, волонтерских мероприятий.

Вместе с тем, сохраняется невысокий профессиональный уровень руководителей и сотрудников СО НКО, уровень правовой и финансовой грамотности. Недостаточно, но отмечу, что не во всех субъектах и муниципальных образованиях подготовлены государственные и муниципальные служащие, ответственные за работу с некоммерческими организациями. Имеет  место  и  выход некоторых НКО за рамки уставных задач, стремление к политизации деятельности через использование «этнических аргументов»  в борьбе отдельных общественных активистов за приоритеты истории.

Каким образом должны действоватьорганы власти?

Целесообразными можно считать  действия органов власти, если

привести  в соответствие с федеральным, региональное  законодательство в сфере государственной поддержки СО НКО,  а также сформировать в 2018 г. при подготовке (корректировке) бюджета на 2019 г. региональным правительствам и профильным министерствам государственный заказ на обучение государственных и муниципальных служащих по вопросам взаимодействия с СО НКО. Необходимо также   подготовить  заключения  для включения  социально-ориентированных НКО в реестры исполнителей общественно полезных услуг.



Рубрика:


Магазин цифровой фото и видео техники Fotoshopping


ОБСУЖДЕНИЕ




Лента



Интервью


Из блогов