Константин Костин о целесообразности пенсионной реформы
Все это результаты деятельности работающего второй месяц правительства России. За это время оно успело удивить россиян. Президент поручил правительству выполнять очередной «майский указ». И кабинет министров сразу начал говорить о необходимости непопулярных мер — повышении пенсионного возраста и налогах.
Повышение пенсионного возраста — весьма непопулярная мера. Однако, считает Костин, достижение популярных целей практически всегда связано с какими-то не очень популярными мерами. В качестве популярной цели он называет повышение пенсий: «Причем повысить их серьезно, сделать современную систему, которая бы позволяла людям, выходящим на пенсию, нормально жить. Не просто как-то выживать, где-то, кому силы позволяют, подрабатывать, а вот жить так, как живут пенсионеры на Западе. Скажем, не в самых богатых странах, а в восточноевропейских или на том же юге».
Российская пенсионная система была создана в 1930-е годы, когда средняя продолжительность жизни была менее 50 лет. Сегодня число работающих сокращается, а число пенсионеров растет, в том числе и за счет повышения качества медицинской помощи, увеличения общей продолжительности жизни. Мы пожинаем последствия демографической ямы 1990-х. И даже когда лет через 10 станут активными работниками дети беби-бума 2000-х и соотношение работающие – пенсионеры улучшится, средняя продолжительность жизни тоже вырастет. И в этом наша страна не единственная, это поголовная проблема всех без исключения развитых стран.
«В повышении НДС на 2 процента понятна логика — это очень просто администрируемый налог», – заявил Константин Костин. Он считает, что важен также «элемент справедливости», когда за экономический рост платят не только будущие пенсионеры, но и бизнес.
При этом уже 10 лет налоговая система не меняется. Но, учитывая, что страна развивается, структура экономики постепенно, но меняется, договорились еще раз проанализировать налоговую систему.
Власть категорически против прогрессивного подоходного налога, то есть повышенного налога на богатых. Константин Костин считает, что необходимо считаться с мировым опытом, который показывает, что эффект от него нулевой, а косвенные потери гораздо больше. Такой опыт был у Франции, когда огромное количество богатых переехало в Бельгию, чтобы не платить прогрессивный налог, что привело вместо дополнительных поступлений к серьезным потерям. И у нас в 1990-е была прогрессивная шкала, не принесшая фискального эффекта. Благодаря введению плоской шкалы мы стали действительно собирать больше налогов, сократились серые зарплаты, в результате в выигрыше оказалось государство.
Еще один «протестный» вопрос – цены на бензин. Высказывая свое мнение, Константин Костин считает, что они стабилизируются, поскольку соответствующие управленческие шаги для этого предприняты. Можно говорить о замедленной реакции правительства, которое могло бы проявить большую оперативность, реагируя на проблему, тогда скачка цен удалось бы избежать. По мнению Костина, темпы принятия решений – это проблема государственного управления и в мире в целом, и в России в частности.