Психологическая готовность ребёнка к школе



(статья обновлена )
СТАТЬИ

Психологическая готовность к школе – должный уровень психического развития ребёнка достаточный для комфортного и успешного восприятия школьной программы в среде одноклассников. Принято выделять основные составляющие готовности к школе:

Эмоционально-волевой компонент. К началу школьного обучения должна быть сформирована волевая сфера. Ребёнок должен уметь ставить конкретные цели, разрабатывать план по его реализации, прилагать волевые усилия, адекватно оценивать полученный результат.

Личностный компонент. Вчерашний ребёнок дошкольного возраста должен осознавать, что теперь ему предстоит принять на себя новую социальную роль школьника. Он должен понимать, что у него теперь есть ряд прав и обязанностей.

Интеллектуальный компонент. Данный компонент определяет сформированный базовый кругозор характерный для данного возраста. Познавательные процессы должны находиться на достаточном для успешного начала обучения уровне. Т.е. ребёнок должен уметь устанавливать логические связи, сравнивать окружающие предметы, классифицировать их по общему признаку и находить различия, делать верные умозаключения.

Социально-психологический компонент. Это означает, что к началу обучения у ребёнка должны быть сформированы нравственные и коммуникативные навыки. Это позволит ему установить позитивные отношения с одноклассниками и учителем, в результате чего, успешно адаптироваться в школьной среде.

Необходимый уровень подготовленности к школе должен выявлять работник школьной психологической службы посредством комплексного обследования. Результаты диагностики позволяют прогнозировать дальнейшую линию развития ученика и его поведение в школьной среде. Существуют различные варианты неготовности ребёнка к обучению.

При личностной неготовности ребёнок может часто нарушать дисциплину, иметь невозможность сосредоточиться на изучаемом предмете, в результате чего не давать учиться себе и одноклассникам.

Мотивационная неготовность ведёт к низкой успеваемости, поверхностным знаниям, непродуктивную учебную деятельность.

Интеллектуальная незрелость ведёт к отставанию от сверстников, непониманию материала или даже смысла заданий и, как следствие, к низким оценкам.

Социально-психологическая неготовность может проявляться в непризнании авторитета взрослого (учителя), в неадекватной реакции на замечания и указания на ошибки. Может проявляться агрессия и неприятие по отношению к одноклассникам. Ученик может даже не уметь коммуникативно взаимодействовать с одноклассниками и/или учителем.

Данные проблемы делают затруднительным или невозможным в принципе учебный процесс. Зачастую они могут даже подвергать опасности психологическое или физическое здоровье ребёнка. Именно поэтому родители должны уделять важное внимание процессу вступления ребёнка в новый для него статус, статус ученика. При необходимости нужно прибегнуть к помощи психолога и ответственно выполнить все его указания.

Таким образом, можно подытожить, переход в новый социальный статус является сложным и многокомпонентным процессом. Но при правильной его организации и при приложении совместных усилий ребёнка и родителей обеспечивается успешное и безболезненное вхождение в новый социальный статус ученика.

Перейти на сайт: https://незадали.рф/tag/биология





ОБСУЖДЕНИЕ





Лента

Интервью


Из блогов