Семья в Исламе: Структура, принципы и правила



(новость обновлена )

В этой статье мы попытаемся кратко объяснить реальное функционирование института семьи в исламе, его структуру, принципы и правила.

Семья в Исламе

Брак и развод

 

Брак, как социальный институт, по сути, является гражданским договором. И как гражданский договор он стоит на тех же основаниях, что и другие договоры. Его действительность зависит от дееспособности договаривающихся сторон, которая, согласно исламскому праву, заключается в наличии у них совершеннолетия (булуг) и свободы действий. Взаимное согласие и публичное заявление о заключении брачного договора являются его неотъемлемыми условиями. Закон не настаивает на какой-либо определенной форме заключения этого договора или на проведении какой-либо конкретной религиозной церемонии, хотя существуют различные традиционные формы, распространенные среди мусульман в разных частях мира, и считается целесообразным следовать им. С точки зрения шариата, действительность брака зависит от предложения с одной стороны (иджаб) и принятия (кубуи) с другой. Предложение и принятие могут происходить непосредственно между сторонами или через агента (вакиль). В традиционном мусульманском браке согласие невесты получается через ее представителя. Как правило, при заключении брачного договора на семейной церемонии присутствуют как минимум два свидетеля. Существует также дауэр (махр), который муж выплачивает жене и который предназначен для ее единственного и исключительного пользования и выгоды. Последний (т.е. дауэр) является важной частью схемы, но для законности брака не обязательно, чтобы его размер был заранее установлен. Само по себе его отсутствие не делает брак недействительным, хотя муж должен выплачивать его в соответствии с обычаем.

Будучи гражданским договором, стороны сохраняют свои личные права как в отношении друг друга, так и в отношении других лиц. Право расторгнуть брачные узы принадлежит обеим сторонам, и для этого предусмотрены определенные формы.

Брак в исламе не является временным союзом и рассчитан на весь период жизни. Однако расторжение брака допускается, если он не отвечает своим целям и безвозвратно распался.

Перед окончательным расторжением брака прибегают к семейному арбитражу. Об этом говорится в Коране и Сунне. Если это не удается, то предпринимаются шаги для расторжения брака. Существует три формы расторжения брака: развод по инициативе мужа (талак), раздельное проживание по инициативе жены (хуйа) и расторжение брака по решению третейского суда. Коран и Сунна установили подробные законы и подзаконные акты в отношении этих форм и кодифицировали их в литературе по фикху для регулирования различных аспектов брака и семейной жизни в Исламе.

Мусульманский брак - это, как правило, брак по договору. Хотя брак - это прежде всего отношения между супругами, на самом деле он строит отношения между двумя семьями, и даже больше. Поэтому другие члены семьи, особенно родители супругов, играют в нем гораздо более позитивную роль. Согласие невесты и жениха является существенным, фактически обязательным. Несмотря на то, что свободное смешение полов запрещено, брачующимся разрешается видеться друг с другом до бракосочетания, однако, что особенно важно, так это то, что брак в мусульманском обществе - это не просто частная договоренность между мужем и женой. Именно поэтому вся семья вносит эффективный вклад в его организацию, материализацию и осуществление.

Способ заключения брака

 

Для заключения брака не предписано никаких особых церемоний. В принципе, подчеркивается, что брак должен заключаться публично. Другие члены общества должны знать об этом событии, желательно таким образом, который был принят обществом в качестве обычая ('урф). Обычно Никах (брачный договор) заключается на общественном собрании, где собираются члены обеих семей, а также другие друзья и родственники. Никах может быть заключен любым человеком. Обычно в мусульманском обществе есть люди, известные как кади, которые выполняют эту обязанность. В проповеди о никахе они читают Коран и Сунну и призывают супругов к жизни в богопознании, чистоте, взаимной любви, верности и социальной ответственности. Затем заключается брак, при этом перед свидетелями делаются иджаб (предложение) и кубуИ (согласие). После Никах невеста переезжает в дом жениха, и оба начинают новую главу своей жизни. После заключения брака жених устраивает пир для родственников и друзей. Настоящая цель этих собраний и пиров - сделать событие общественным, чтобы общество узнало о нем и приняло в нем участие. Пророк рекомендовал людям проводить эти праздники с простотой и разделять радость друг друга. Он сказал:

"Лучшая свадьба та, на которую затрачивается меньше всего хлопот и средств". И еще: "Худшие из пиров - те брачные пиры, на которые приглашены богатые, а бедные остаются в стороне. И тот, кто отказывается принять приглашение на брачный пир, ослушается Бога и Его Пророка".

Структура мусульманской семьи

 

Структура семьи состоит из трех частей. Первая и самая близкая состоит из мужа, жены, их детей, их родителей, которые живут с ними, и слуг, если таковые имеются. Следующая группа, центральная часть семьи, состоит из нескольких близких родственников, независимо от того, живут они вместе или нет, которые имеют особые права друг на друга, свободно перемещаются внутри семьи, с которыми запрещен брак и между которыми нет хиджаба (покрывала). Это люди, которые также имеют предварительное право на богатство и ресурсы человека, как при жизни, так и после смерти (как бенефициары, известные в вопросе наследования как "дольщики", первая линия наследников). Решающим моментом в этом отношении является то, что они считаются махрамами - теми, с кем запрещен брак. Это настоящее ядро семьи, разделяющее радости, горе, надежды и страхи друг друга. Эти отношения возникают на основе кровосмешения, родства и патронажа. Отношения, основанные на кровном родстве, включают (а) отца, мать, деда, бабушку и других прямых наследников; (б) прямых потомков, то есть сыновей, дочерей, внуков, внучек и т.д.; (в) отношения второй степени (такие как братья, сестры и их потомки). (d) сестры отца или матери (не их дочери или другие потомки).

Отношения, основанные на родстве, включают (i) тещу, тестя, свекра, бабушку, свекровь, дедушку; (ii) дочерей жены, сыновей мужа или их внучатых или правнучатых дочерей или сыновей соответственно; (iii) жену сына, жену сына сына, мужа дочери и (iv) мачех (отчимов). За некоторыми исключениями запрещены те же отношения через воспитание детей. (аль-ридаах).

Это настоящая расширенная семья и ядро взаимоотношений. Все те отношения, которые находятся за ее пределами, составляют внешнюю периферию семьи. Они тоже имеют свои права и обязанности, о чем свидетельствует тот факт, что некоторые из них включены во вторую и третью очереди наследников. Общая структура семьи представлена в виде схемы на следующей странице.

Положение мужчины и женщины

 

Во внутренней организации семьи мужчина занимает позицию главы и всеобщего руководителя. Фактически, именно старший член расширенной семьи занимает положение главы. Основные обязанности мужчины лежат за пределами семьи. Он должен поддерживать семью экономически и материально, заботиться об отношениях семьи с остальным обществом, экономикой и политикой, а также заботиться о соблюдении внутренней дисциплины в семье. Основные обязанности женщины лежат внутри семьи. И здесь старшая женщина считается центром семейной организации, но в каждом круге и складке относительное центральное положение занимает та женщина, которая составляет его ядро. Спектр взаимных прав и обязанностей был разработан таким образом, чтобы между всеми сложились сбалансированные отношения. В Коране сказано (к слову, здесь можно скачать Коран на русском языке):

"Мужчины управляют женщинами, потому что Аллах сделал так, что один из них превосходит другого, и потому что они расходуют свое богатство (на содержание их и семьи)".

"И они (женщины) имеют над ними права, подобные правам мужчин, по справедливости, а мужчины имеют над ними преимущество, Аллах - могущественный, мудрый".

Это делается в интересах правильной организации и управления в семье. Существует равенство в правах. Существует разграничение обязанностей.

Мужчина стал главой семьи, чтобы поддерживать порядок и дисциплину. Оба обязаны выполнять свои соответствующие функции справедливо и равноправно.

Часто поднимается вопрос о равенстве или неравенстве полов. Однако этот вопрос является продуктом определенного культурного и правового контекста и на самом деле не имеет отношения к исламскому контексту, где равенство мужчин и женщин как человеческих существ было подтверждено Богом и защищено законом. Существует дифференциация ролей и обязанностей, и были приняты определенные меры для удовлетворения потребностей организаций и учреждений не на основе превосходства или неполноценности полов, а с учетом основных фактов жизни и потребностей общества. Каждая роль важна сама по себе, и каждый человек должен оцениваться в соответствии с возложенными на него или нее обязанностями. Их роли не конкурируют, а дополняют друг друга.

Семья и общество

 

Семья является частью исламского общественного устройства. Общество, которое хочет создать ислам, не является чувственным, сексуально озабоченным обществом. Он создает идеологическое общество с высоким уровнем морального сознания, сильной приверженностью идеалу хилафы и целевой ориентацией всего человеческого поведения. Его дисциплина - это не навязанная дисциплина, а та, которая вытекает из приверженности каждого человека ценностям и идеалам ислама. В этом обществе преобладает высокая степень социальной ответственности. Вся система функционирует таким образом, чтобы укреплять и усиливать семью, а не иначе.

Семья защищена запретом на секс вне брака. Блуд (Зина) как таковой запрещен и является наказуемым преступлением. Все дороги, ведущие к этому злу, перекрыты, а все, что прокладывает путь к нему, проверяется и устраняется. Поэтому распущенность в любой форме запрещена. Исламская система хиджаба - это широкая система, которая защищает семью и закрывает те пути, которые ведут к незаконному сексу или даже беспорядочным контактам между полами в обществе. Она предписывает основные правила и предписания, касающиеся одежды, поведения, правил заключения договоров между полами и ряда других вопросов, которые являются главными или вспомогательными.

Более тонкие качества жизни всячески поощрялись, но они были вырваны из плотского или чувственного контекста и ориентированы на то, что является благородным и хорошим в человеческой жизни. Был принят ряд превентивных мер для защиты семьи от влияний, которые могут развратить или ослабить ее моральный и социальный климат. Некоторые из этих мер носят характер моральных убеждений, другие принимают форму социальных правил и санкций, третьи - форму закона, нарушение которого влечет за собой примерное наказание. Все это защищает институт семьи и позволяет ей играть свою позитивную роль в становлении исламского общества.

Брак и семья в исламе должны изучаться и пониматься в контексте той схемы жизни, которую хочет установить ислам. Они не могут быть поняты изолированно. Концепция человека и семьи, которую дает ислам, находится в противоречии с концепцией человека и семьи, которая распространена сегодня на Западе. Мы вовсе не хотим быть апологетами. Мы отказываемся принимать якобы ценностно-нейтральный подход, который волей-неволей формирует жизнь и перспективы человека в светской культуре Запада. Мы считаем, что распад семьи на Западе отчасти является результатом путаницы в понимании места и роли семьи в обществе и цели самой жизни. Если цели и ценности жизни не установлены правильно, дальнейший распад этого и других институтов невозможно предотвратить. Трагедия нашего времени заключается в том, что изменения навязываются человеку под воздействием технологического и другого внешнего развития, и весь процесс изменений становится в какой-то степени недискреционным и недобровольным. В век, когда свободе поклоняются как богу, человека лишают самой важной свободы - свободы выбора идеалов, ценностей, институтов и моделей жизни. Одной из величайших задач, стоящих перед нами, является восстановление и реабилитация этой свободы выбора и ее разумное и осознанное использование для наведения порядка в доме человечества. Нельзя позволять нечеловеческим и аморальным силам, будь то история или технология, решать за человека. Человек должен решать за себя сам, как наместник Бога на земле. В противном случае, каковы бы ни были наши достижения в области науки и техники, мы будем двигаться к новой форме рабства и принудительному отказу человека от своей реальной роли в мире. Этому мы все должны противостоять, по крайней мере, все те люди, которые верят в Бога и в существование морального порядка во Вселенной.



Подпишитесь на свежие обновления новостей в





ОБСУЖДЕНИЕ




Лента



Интервью


Из блогов