Константин Костин: Региональные конфликты как вызов власти
Не разрешен конфликт в Екатеринбурге по поводу строительства храма на месте сквера. Лишь после предложения Владимира Путина провести опрос горожан власти приняли решение приостановить строительство до подведения итогов планируемого опроса.
Напомним, что с начала года это уже не первый крупный конфликт между населением и региональными или местными властями: вспомним башкирский Сибай, где люди выступили против загрязнения воздуха диоксидом серы, беспорядки в Ингушетии из-за местного закона о референдуме, выступления населения в Шиесе Архангельской области из-за мусорного полигона, национальный конфликт в Якутске… Чуть больше двух недель прошло с того времени, когда 1 мая в Санкт-Петербурге власти жестко разогнали демонстрантов.
Эксперты давно говорят о том, что произошла локализация политической повестки, когда вопросы, касающиеся повседневной жизни людей в регионах, выходят на первый план. Это отмечает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Для власти это становится вызовом. Там, где региональные власти считают такие вопросы малозначимыми, возникает эмоциональная реакция граждан, где-то такие вопросы решаются спокойно – для этого есть много процедур: от инструментов цифровой демократии до разговора с людьми».
Как недовольство граждан и такие конфликты отразятся на выборах? По мнению политолога, в первую очередь это скажется на уровне социального самочувствия, на доверии к региональным властям и повлияет на политическую стабильность на территории, поскольку «в любом случае это диссонанс между ожиданиями людей от того, что должны делать чиновники, и [тем] что они на самом деле делают».
В том, что такие конфликты несут большие риски для властей, уверены эксперты. Политолог Александр Кынев считает, что сама региональная власть порой выбирает «безграмотную стратегию», нагнетающую напряженность среди населения: «Есть общий фон, выражающийся в ухудшении качества жизни и пессимизме, что ведет к повышению социального неблагополучия и раздражения любыми действиями властей». Как результат, «происходит эскалация, число конфликтов растет, причем по двум направлениям – по наиболее политически активным регионам, которые оказывают влияние на федеральную медийную картину, а также по наиболее активным группам граждан». Все это подрывает стабильность. При этом, констатирует эксперт, система согласования решений полностью разбалансировалась: отдельные группы, ведомства, корпорации защищают свои интересы, ведут свою игру, и нет силы, которая могла бы их остановить.